?

Log in

No account? Create an account
Narrata, Фотограф

Fujifilm X-E1 - идеален для мануальных объективов! Полный обзор и сравнение с Nikon D7100.

Здравствуйте!
Сегодня речь пойдет о цифровом беззеркальном фотоаппарате Fujifilm X-E1.

В начале обзора я бы хотела вкратце описать, почему остановила выбор именно на этом фотоаппарате. Покупка объектива Olympus Zuiko 50 мм 1.4, о котором Вы можете подробнее прочитать здесь, заставила меня крепко призадуматься о покупке дополнительного цифрового фотоаппарата специально для мануальных объективов (так как большой рабочий отрезок Nikon не позволяет на бесконечности корректно использовать большинство объективов). Фотоаппарат решено было брать б/у, не дороже 10 тысяч (цены в статье актуальны на осень 2016 года). Сравнив рабочие отрезки разных систем, а также проверив наличие переходников и цены на них, я остановила свой выбор на нескольких системах, выделенных фиолетовым цветом.





Зеркальные фотоаппараты CANON EOS.

Видавшую виды зеркальную цифровую камеру Canon можно купить за небольшую сумму. При этом, зеркалки Canon очень распространены, имеется большое число переходников (здесь и далее данные с сайта Мастерских РСУ).


Всем хороши эти фотоаппараты, кроме одного - имея рабочий отрезок меньший, чем у мануальных объективов, ЦЗК Canon не приспособлены к съемке старыми стеклами - нет ни автоматизированной работы диафрагмы, ни экспозамера, и даже нет подтверждения фокусировки. Остается либо покупать к каждому переходнику специальный чип Лушникова... Либо рассмотреть другие варианты.



Беззеркалки SONY NEX.

Следующей системой, на которую я обратила внимание, были беззеркальные фотоаппараты Sony. Удобные, компактные, с маленьким рабочим отрезком - казалось бы, вариант прекрасный! Цены на б/у NEX начинаются от 6 тысяч, при этом Sony выпустили большую линейку беззеркалок, поэтому выбирать есть из чего. Есть даже полнокадровые беззеркалки. Выбор переходников так же богатый:


Эта система по отзывам пользователей мне очень понравилась, и клянусь, я бы купила именно такой фотоаппарат, если бы не случай. Я решила осмотреть данные фотокамеры подробнее, и отправилась в известный магазин бытовой техники. Но у нужного фотоаппарата не был заряжен аккумулятор, и я, ожидая того момента, когда вожделенное беззеркальное чудо мне, наконец, выдадут в руки, осматривала витрины вокруг. И все мое внимание захватил доселе не рассматриваемый красавчик Fujifilm X-A2. Дело в том, что о существовании беззеркалок Фуджифильм я не знала до этого момента. Сони на фоне металлического Фуджи сразу же показался пластиковым фотоаппаратиком для детей:



Придя домой, я сразу же прочитала отзывы о Fujifilm, оценила модельный ряд беззеркалок, и с удивлением обнаружила для себя подходящий вариант - анонсированный в 2012 году FUJIFILM X-E1. Стоил он немного дороже, чем я рассчитывала (13 000 рублей Б/У фотоаппарат 2014 года выпуска, при изначальной цене на 2012 год только за тушку около 45 000 рублей). Но этот фотоаппарат стоит своих денег, и сейчас я расскажу, почему!

Первым беззеркальным фотоаппаратом Fujifilm с байонетом X стала Х-Pro1. Второй по счету увидела мир упрощенная и бюджетная X-E1, тем не менее, перенявшая множество полезных функций от старшей модели, а в чем-то даже перегнавшая ее. В интернете множество сайтов с техническими характеристиками данного фотоаппарата, поэтому в своем обзоре я бы хотела остановиться подробнее именно на тех его функциях, которые полезны при работе с мануальной оптикой (автофокусными объективами для данной системы я не владею).



1. Внешний вид.

Первый и самый главный вопрос про Fujifilm X-E1, который мне, посмеиваясь, задают друзья, звучит так:
- Сколько лет этому фотоаппарату? Наверное, не меньше сорока?

И действительно, инженеры Fujifilm, создавая свои беззеркальные фотоаппараты, весьма удачно вписались в ретро стиль. X-E1 выпускается в двух цветовых вариациях - полностью черный и черно-серебряный.




У меня серебристый вариант:


Обе версии имеют металлический корпус, украшены пластиком с текстурой кожи, комплектуются очень стильными ремешками, и даже проушины для крепления этого самого ремешка защищены специальными мягкими накладками - чтоб не звенели. Стильно оформлены и элементы управления - на корпусе имеются отдельные колесики для установки выдержки и поправки экспозиции. Кнопки на задней панели оформлены весьма лаконично, но при этом все функции на своих местах, присутствует даже колесико настройки диоптрий видоискателя. А кнопка спуска имеет настоящий контакт для спускового тросика.

И действительно, по внешнему виду X-E1 не скажешь, что он практически ровесник современного Nikon D7100 - уж скорее родственник "древних" пленочных фотоаппаратов!


Многие обзорщики углядели в таком дизайне желание угнаться за Leiсa, и это вполне возможно, ведь Fujifilm действительно хотят покинуть детскую песочницу, где друг в друга кидают песком современные фотокомпании. Не зря на выставке Photokina-2016 Фуджи удивили всех - не создавая беззеркальной полнокадровой камеры, они представили сразу среднеформатную беззеркалку GFX 50S - прямую соперницу беззеркального Hasselblad!

Несмотря на кажущуюся сложность интерфейса, Fujifilm удалось реализовать даже автоматический режим. Спрятан он весьма затейливо. На родном объективе необходимо зафиксировать переключатель диафрагмы в автоматическом значении, колесико выдержек установить на значение "А", а в меню установить автоматический подбор ISO. Отключая одну из данных функций (или все сразу) можно получать различные режимы (P, S, A, М).

Так же стоит отметить, что беззеркалки Fujifilm - не единственная попытка ретро-дизайна фотоаппарата. Nikon так же оформили свою ЦЗК Nikon DF, и даже ради такого случая выпустили специальный серебристый полтинник 50 1.8! В своих рекламных роликах они упирают на то, что каждый кадр стал "meaningful again".




В любом случае, дизайн беззеркалок Fujifilm заслуживает отдельного внимания. Где же еще будут так органично смотреться старинные объективы? :)



2. Рабочий отрезок.

Однако, самым главным преимуществом Fujifilm для съемки мануальными объективами является маленький рабочий отрезок. Не просто маленький, а САМЫЙ маленький - всего 17.7 мм, даже меньше, чем у Sony NEX. Это значит, что к Fujifilm можно прикрутить абсолютно любой объектив, сохранив при этом фокусировку на бесконечность. Переходники так же имеются в изобилии:


Отсутствие зеркала тоже является большим плюсом - я много раз сталкивалась с тем, что обладатели Кэнон боятся за свои зеркала. Чего уж греха таить, я и на Nikon D7100 пару раз цепляла зеркало самодельным тилт-шифтом. Ужасающий звук, издаваемый при этом, способен разорвать сердце любому владельцу фототехники, знающему цены на ремонт... Здесь такого нет - выступающие линзы объективов будут находиться в пространстве переходника. Из-за большой разницы рабочих отрезков, переходники достигают двух-пяти (а то и больше) сантиметров в длине.



3. Наличие экрана и электронного видоискателя.

Еще одним большим плюсом данного фотоаппарата является наличие видоискателя. Многие бюджетные беззеркалки имеют лишь ЖК-экран, иногда поворотный, что, к сожалению, не всегда удобно. При ярком свете такие экраны  слепнут, это затрудняет фокусировку, да и вообще работу с фотоаппаратом. Некоторые фотоаппараты поддерживают присоединение внешнего видоискателя, но цены на них весьма нескромные. К тому же, такие видоискатели прикрепляются к башмаку для вспышки – то есть, использовать и видоискатель и внешнюю вспышку не получится.
Что касается Fujifilm X-E1: тут есть и ЖК экран на задней панели (2,8’’ по диагонали) и электронный видоискатель. ЭВИ представляет из себя маленький экран, куда выводится все то же самое, что и на большой дисплей. Датчик приближения определяет, смотрите Вы в видоискатель, или на ЖК дисплей - и автоматически включает нужный экран. Так же есть кнопка, которая позволяет вручную переключаться между экраном и ЭВИ.
Большим преимуществом электронного видоискателя перед оптическим является то, что сигналы берутся прямо с матрицы - а значит, Вы видите готовое изображение. Если нечаянно провернулось колесико коррекции экспозиции, Вы заранее увидите испорченный кадр и выставите нужные настройки. Так же в Fujifilm реализованы очень занятные режимы имитации пленок (о чем речь пойдет ниже), и можно видеть кадры сразу черно-белыми, или, скажем, сепию. Информацию, выводимую на экран/ЭВИ, можно настроить в меню - отобразить гистограмму, количество кадров, виртуальный горизонт, сетку и многое другое.
Есть ли недостатки у такого видоискателя? В некоторых обзорах указано, что разрешение экранов весьма скромное, в ЭВИ ничего не видно, изображение «подтормаживает»; и т.д. Это не так! Разрешение экранов более, чем достаточное, цвета яркие и изображение четкое. Стоит отметить особую тенденцию - в обзорах X-E1 фотоаппарат чаще всего хвалят, а вот в обзорах X-E2 утверждают, что прошлая модель была слабая, с плохим экраном, да и вообще, купите-ка лучше новую. Я не сомневаюсь, что X-E2, как продолжательница линейки, имеет массу улучшений, но и умалять достоинства X-E1 считаю непозволительным.
Не имея дел с X-E1, читателям обзоров тяжело определить, насколько проблема с ЭВИ действительно присутствует. Ниже я размещу несколько фотографий экрана и видоискателя, и Вы сами убедитесь, что все в порядке.



4. Фокус пикинг.

Казалось бы, Fujifilm просто создавался для мануальной оптики – ведь здесь присутствует особенная система фокусировки, называемая фокус пикинг (помощь ручной фокусировке). Пользоваться ей очень просто – достаточно перевести переключатель режимов фокусировки в положение М (пиксель пикинг работает только в этом режиме).
Далее выбрать нужную область изображения (зону фокусировки).


При нажатии на колесико, расположенное под большим пальцем, зона увеличится во весь экран. При этом предметы, попавшие в зону резкости, очертятся белыми контурами.

Снято через видоискатель.


Снято с экрана.

Если этого увеличения не хватает, можно повернуть колесико – зона приблизится еще больше, для самой тщательной и точной настройки фокуса.


Сравнивая данную функцию с «зеленой точкой» Nikon, я хочу отметить, что Fujifilm меньше ошибается, точнее, вообще не ошибается. Даже самые капризные, мыльные объективы с неприлично маленькими ГРИП оказываются подвластны пиксель пикингу. На экране четко видно, попала ли нужная область кадра в резкость. «Зеленая точка» же часто врет, теряется, со сложными объективами не дает никакой уверенности в точной настройке.



5. Экспозамер с мануальной оптикой.

Еще одна важная функция, реализованная в X-E1, полезная при работе с мануальной оптикой - это экспозамер. В младших моделях Nikon (D5xxx, D3xxx) мануальные объективы работают только в режиме М, когда пользователь самостоятельно подбирает все параметры для съемки. В Nikon D7xxx и старше возможна работа мануальных объективов в режиме приоритета диафрагмы А, когда фотоаппарат самостоятельно подбирает нужную выдержку и ИСО. Для корректной работы в памяти фотоаппарата есть 8 свободных полей, куда необходимо вручную ввести фокусное расстояние объектива и его максимальную диафрагму. Это имеет свои недостатки: во-первых, объективов может быть больше, чем слотов памяти. Во-вторых, стоит лишь на пару-тройку стопов прикрыть диафрагму - и экспозамер уже начинает врать.
В Fujifilm же данная функция не требует введения никаких данных, она просто работает. Даже при закрытии диафрагмы экспозамер выставляет корректные параметры. Иными словами, для работы с мануальными объективами достаточно лишь вручную управлять диафрагмой - выдержку и ИСО можно доверить фотоаппарату. Для сложных ситуаций можно воспользоваться колесом экспокоррекции.



6. Наличие встроенной вспышки.

В Fujifilm X-E1 есть встроенная вспышка, которую легко можно отогнуть пальцем и направить в потолок (специальная конструкция предназначена именно для этого). Это одна из тех мелочей, наличие которых приятно, но на практике эта функция особенно часто не используется.



7. Фирменные цвета Fujifilm.

Многие ценители (обитатели форума Fujifilm, если быть точной) утверждают, что таких цветов, как на Фуджи, нигде больше нет… И кожа-то у него идеальная получается, и пейзажи, и со сложным светом он хорошо работает.
Я скажу так: действительно, цвета, полученные в JPEG, не нуждаются в дополнительной коррекции. Они весьма приближены к натуральным, а большое количество настроек (тонкая настройка баланса белого, настройки резкости изображения, контраста, тон светов и тон теней) позволяют добиться действительно впечатляющего результата. Файлы в RAW-формате тоже не требуют долгой обработки.
Ниже я размещаю пары файлов. Кадр выше – камерный JPEG, кадр ниже – обработан в RAW-конвертере.

















Еще несколько JPEG из камеры:











Конечно, необходимо набраться достаточной смелости, чтоб назвать цвета безукоризненными, но я считаю, что они весьма и весьма неплохие. К тому же, не стоит обходить вниманием функцию  имитации пленки.



8. Моделирование пленки.

Функция управления цветом так или иначе присутствует в современных фотоаппаратах – например, Picture control в Nikon, Picture Style в Canon. Даже в смартфонах, делая кадр, можно заранее применить к нему выбранный фильтр.
Но у Fujifilm и здесь нашлось интересное решение – для названий режимов используются названия пленок, выпускаемых Fujifilm. Например, насыщенные цвета дает Fuji Velvia, стандартные цвета спрятаны в профиле Provia, Astia делает цвета более приглушенными и портретными. Есть даже имитация черно-белой пленки, с различными цветными фильтрами, и сепия. Ниже я размещаю фотографии одного и того же сюжета, но снятые с различными режимами моделирования пленки.





















Подытоживая вышесказанное, я хочу сказать, что Fujifilm X-E1 выдает действительно очень достойные изображения в JPEG формате. И для тех, кто не хотел бы возиться с постобработкой, это очень подходящий вариант фотоаппарата.



9. Наличие видеозаписи.

К приятным бонусам X-E1 можно отнести весьма достойную функцию видеозаписи – видео снимается в HD разрешении 24 к/с и со звуком. При использовании мануальных объективов можно изменять диафрагму вручную, при этом экспозиция остается корректной. К сожалению, при съемке видео нельзя настроить  стабилизацию – данная функция доступна только при использовании «родных» объективов. Многие ругают функцию видеозаписи, забывая, что Fujifilm X-E1, прежде всего, фотоаппарат.



10. Большое количество настроек.

Меню X-E1 позволяет настроить практически любые параметры. Отображение информации на экране, мультиэкспозицию, различные параметры изображения, горячие клавиши Fn и функции кнопки «Вниз», режим яркости ЖК, звуки фотоаппарата, направление вращения колес, имя файла, и даже цвет указателя в меню… Пользовательские настройки (цвет, тон светов и теней, снижение шума и прочее), можно сохранять и впоследствии быстро выбирать нужный профиль через быстрое меню. Порой кажется, что настраиваемых параметров слишком много, но это является гарантией того, что любой пользователь сможет настроить фотоаппарат идеально для себя.



11. Матрица X-Trans.

Еще одним бонусом является фирменная матрица X-Trans, с небайеровским расположением пикселей. Это позволило избавиться от низкочастотного фильтра, который слегка размывает изображение - чтоб не появлялся муар.



Утверждается, что такая матрица меньше шумит. Мое мнение относительно этого вопроса несколько иное. Дело в том, что в Nikon D7100 тоже установлена матрица с небайеровским расположением пикселей, и я уже успела хорошо познакомиться с данной технологией. Кстати, Nikon и Fujifilm  так же роднит и одинаковый кроп-фактор 1.5.  В плане цифровых шумов в обоих фотоаппаратах наблюдается следующая ситуация: на ISO 100 - 400 уровень шумов практически не меняется, затем возрастает незначительно, и уже после ISO 800-1600 становится сильно заметен. В фотоаппарате с байеровской матрицей (например Nikon D3200) уровень шумов растет линейно - практически не заметно на 100, заметнее на 200, еще больше на 400, и к 800 уже становится невыносимым.
Ниже я представляю несколько тестовых фотографий, снятых на Fujifilm и Nikon. При нажатии фотографии откроются в большом размере. Здесь и далее НЕ применялись настройки, влияющие на шум и резкость.

NIKON D7100.



FUJIFILM X-E1.



Увеличенные фрагменты изображения.


Можно сделать вывод, что при ISO 200 разницы практически нет. Далее представлены тестовые фотографии при разных ISO.

FUJIFILM

























NIKON























Исходя из фотографий, представленных выше, можно сделать вывод, что с шумами у Фуджифильм все в порядке. До ISO 800 они практически незаметны, но такая же тенденция и у Nikon.

Для сравнения Fujifilm и Nikon на ISO 200 и 1600.





На этом примере видно, что при ISO 200 разницы практически нет, а на ISO 1600 Fujifilm справился лучше.
Единственная неприятность, которая поджидает владельца X-E1 это невозможность использования низкого ИСО 100 и высокого 12800, 25600 для съемки в формате RAW - они будут доступны только для JPEG.

Это грустно, учитывая, что порой мануальные объективы покупаются из-за большой светосилы и интересного рисунка на открытой диафрагме, и не всегда ИСО 200 вкупе с минимальной выдержкой 1/4000 (а не 1/8000, как в Nikon D7100) позволят отработать корректную экспозицию. Например, на практике, при съемке на Гелиос-40 в солнечный день с диафрагмой f 1.5 порой значение выдержки 1/4000 дает пересвеченные кадры. С этим можно попробовать совладать - достаточно иметь нейтрально-серый фильтр подходящего диаметра.



12. Резиновые RAW.

Говоря о RAW файлах, пользователи Nikon часто утверждают, что только Nikon дает чрезвычайно гибкие файлы, из которых можно вытягивать информацию в тенях и светах. И даже сильная недоэкспозиция не страшна, если снимать на Nikon. Мне было интересно узнать, сравнится ли Fujifilm X-E1 с Nikon D7100, так как D7100 действительно позволяет при постобработке восстановить кадры, даже снятые при недоэкспозиции -4EV. Для этого я сняла серию кадров - с нормальной экспозицией, недоэкспонированные -2 и -4, переэкспонированные +2. Результаты приведены ниже.

FUJIFILM
































































NIKON
































































В этом конкурсе Nikon крупно проигрывает. У модели D7100 есть известная проблема - появление горизонтальных полос при вытягивании экспозиции (о чем можно почитать вот здесь). А шумы, полученные у Fujifilm, можно даже с некоторой нятяжкой приравнять к зерну фотопленки.




Недостатки X-E1.

В этом пункте я хотела бы подробнее остановится на нескольких недостатках Fujifilm X-E1, которые я выявила за несколько месяцев работы с этим фотоаппаратом. Они несущественны, но было бы неправильным не упомянуть об этом.

Первый недостаток – сразу после съемки кадра, при открытии просмотра изображений, фотоаппарат подтормаживает. Это довольно ощутимо – 6-7 секунд. Все это время фотоаппарат не откликается ни на какие кнопки, экран остается черным и моргает светодиод загрузки. Это единственный момент, когда заметны тормоза фотоаппарата, в остальном он работает весьма шустро. Вероятно, такая проблема возникает из-за конкретной карты памяти (слишком большого объема памяти).

Второй недостаток – небольшое время работы батареи. Из-за того, что изображение постоянно выводится на экран или в видоискатель, аккумулятор быстро садится.  Одной зарядки хватает примерно на 300 кадров (без использования вспышки). Эта проблема решается просто – покупкой соответствующего аккумулятора. На Aliexpress они стоят около 700 рублей. Кстати, там же можно недорого купить и переходники (например, переходник для Nikon с рабочей диафрагмой стоит 1200 рублей), и макрокольца (3 макрокольца можно приобрести за 600 рублей). Таким образом, можно сэкономить при переходе на систему Fujifilm.

Третий недостаток – при установке камеры на штатив блокируется доступ к отсеку, где находится карта памяти и аккумулятор – из-за неудачного расположения штативного гнезда он оказывается закрыт.

Четвертый недостаток – фотоаппарат поддерживает использование только одной карты памяти. Хотя Nikon D7100 позволяет использовать сразу 2 карты памяти – это удобно для раздельной записи информации, дублирования снимков, и в том случае, если одна карта памяти осталась дома – всегда есть запасная. У Fujifilm нет встроенной памяти и он не будет делать снимки без карт памяти.



Заключение.

Покупка фотоаппарата – задача непростая, ведь фотографы – личности творческие и привередливые. Фотоаппарат должен быть одновременно и функциональным, и удобным в использовании, и в руке он должен хорошо лежать, и снимать исключительно шедевры… У каждого потребителя существуют свои требования к фототехнике, что приводит к росту ассортимента предлагаемой продукции.

Если вы ищите не просто фотоаппарат, а «настроение», «ретро стиль», девайс, сочетающий в себе интересный дизайн и современные технологии – присмотритесь к Fujifilm X-E1. На мой взгляд, он является одним из самых удобных и самых красивых фотоаппаратов для съемки мануальными объективами.

Спасибо за внимание! Желаю Вам удачных снимков!

Comments